Быстрая еда

Московский мэр Юрий Лужков подписал распоряжение о совершенствовании сети предприятий быстрого питания в столице. Мэрия будет содействовать развитию качественных брендовых сетей фаст-фуд и продвижению их из центра в спальные районы. Впредь инвестиционные контракты на строительство и реконструкцию жилых домов будут заключаться при условии, что в них будет помещение общепита.

Хлеб – голодным


Московские власти довольны темпами развития фаст-фуда (в первом полугодии 2002 года в столице было открыто более 140 новых предприятий), но хотят, чтобы это происходило еще интенсивнее.

В качестве примера для подражания называются «Русское бистро», «Елки-палки», «Макдоналдс», «Росинтер», «Фудзи», а также «мобильные» фастфуды - «Крошка-картошка», «Маркон Сити», «Русские блины», «Сдоба», «Теремок».

Мэр приказал в ближайшие два года открыть в городе еще 250 точек общепита. Порядка 170 предприятий должны подвергнуться реконструкции, а с владельцами кафе и ресторанов, которые существуют только на бумаге, власти намерены расторгнуть договор аренды. В мэрии считают, что особое внимание нужно уделить продвижению фаст-фуда в «спальных» районах, на транспортных узлах и в прочих людных местах: вокзалах, парках, зонах отдыха и торгово-развлекательных комплексах.

Напомним, что недавно Лужков пообещал построить в Москве в ближайшие несколько лет 300 гипермаркетов, в которых также должен развиваться фаст-фуд – в виде ресторанных двориков (фуд-кортов).

Именно за эту нишу борются сейчас ведущие игроки рынка общепита: для захвата фуд-кортов в гипермаркетах и крупных торговых центрах уже созданы два альянса – стационарных сетей и фаст-фудов «на колесах». Причем последние ради того, чтобы выдержать конкуренцию, готовы даже отказаться от переездов.

Москвичи съедают на 480 млн. долларов в год
Сейчас на московском рынке, по официальным подсчетам, около 3000 объектов быстрого питания: 900 кафе «на колесах», около 100 – стационарные рестораны быстрого питания, порядка 2 тысяч зарегистрированных мобильных тележек и палаток с хот-догами, пирожками и прочей выпечкой.

Еще в прошлом году объемы рынка оценивались примерно в 300 млн. долларов. Сейчас, по оценкам экспертов MAGRAM Market Research, объем московского рынка фаст-фуд превышает 40 млн. долларов в месяц (более 480 млн. долларов в год). К 2005 году, по некоторым прогнозам, россияне будут покупать готовой дешевой пищи на 1,5 млрд. долларов в год.

Наиболее динамично развиваются мобильные сети «Крошка-Картошка», «Теремок», «Маркон Сити»: за прошедший год их стало в 2 раза больше, и они намерены продолжать экспансию.

Московский рынок сложно сравнивать в общероссийским, считают в MAGRAM Market Research, так как брендированные мобильные палатки, занимающие хоть и не самые высокие позиции по количеству точек, но существенно влияющие на общую картину рынка, практически не распространены в регионах.
При более интенсивном развитии именно этой формы (а такая тенденция четко видна) именно они будут определять рынок фаст-фуда в Москве и России.

СПРАВКА

Из трех тысяч официальных предприятий фаст-фуда 300 автобуфетов принадлежат сетевым компаниям, которые рекламируют свой бренд, имеют униформу и стараются придерживаться единых принципов менеджмента и стандартов качества.

Сейчас «Маркон Сити» владеет 115 автобуфетами и является самой большой мобильной сетью в столице. В сетях «Крошка-Картошка», «Пирожки из печи», «Теремок» - примерно по 30 объектов, «Товарищество Е.В. Пироговъ и С. А. Караваевъ» и «Обжоры» имеют по 20 тонаров.

Расходы посетителей крупных сетевых ресторанов («Сбарро», KFC, «Пицца-Хат», SFC, «Елки-Палки», «Макдоналдс», «Ростик"с», «Русское бистро») составляют от 80 до 200 руб. на одного человека. Почти в два раза меньше тратят на обеды приверженцы мобильных фаст-фудов («Крошка-Картошка», «Русские блины», «Стоп Топ (Стефф)», «Метро Экспресс», «Хуанхе»). Их затраты составляют 50 – 100 руб. на человека. Основная масса респондентов, пользующихся услугами лоточных небрендированных фаст-фудов, тратит от 20 до 50 руб. в расчете на одного человека.


Черта оседлости
Как показывает опыт, при организации бизнеса в быстром питании (в отличие от классических ресторанов) очень важна узкая специализация на определенном продукте: пирожках, блинах, гамбургерах, хот-догах, печеном картофеле, жареных куриных крылышках и ножках. Делающие упор на разнообразное меню и имеющие более широкий ассортимент «Елки-Палки» и «Русское бистро» оказались не самыми успешными.

Как правило, буфеты различных сетей располагаются на одном «пятачке». Но, как ни странно, при появлении «соседей» объемы продаж не только не падают, но даже увеличиваются на 15-25%.

Эта специфика создала благоприятные условия для создания альянсов сетей, которые объединяются для организации фуд-кортов (ресторанных двориков) в строящихся сейчас сетевых гипермаркетах и крупных торговых центрах.

В прошлом году шесть сетей, торгующих «с колес», создали Московскую ассоциацию предприятий быстрого питания. Инициатива принадлежала ведущему игроку на рынке уличных фаст-фудов - компании, владеющей маркой «Стоп Топ» (бывшая Steff). В ассоциацию вошли компании «Технология и питание» (сеть «Крошка-Картошка»), «Теремок - Русские блины» (сеть «Теремок»)) «Сдоба» (сеть «Пирожки из печи»), «Автокафе» (торговая марка «Товарищество Пироговъ и Караваевъ») и «Фелюки» (сеть «Обжора»).

Первоначальная цель создания ассоциации – отмежеваться от небрендированных кафе «на колесах», качество продукции которых, как правило, оставляет желать лучшего. Необходимо было также подчеркнуть свои отличия от стационарных кафе и ресторанов фаст-фуда, поскольку при кочевой жизни невозможно соблюсти все требования, предъявляемые к классическим объектам быстрого общепита.

Впоследствии - с развитием сетевой торговли – появилась и иная цель объединения. На сегодняшний момент для ассоциации «мобильных» фаст-фудов важнейшей задачей является проникновение в торговые центры.

Аналогичная задача стоит и перед стационарными сетями быстрого питания, образовавшими весной нынешнего года другой альянс, созданный по инициативе «ЮНТД» (сеть ресторанов «Сбарро»). В альянс «оседлых» фаст-фудов вошли также компания «Росинтер» (работает под торговыми марками «Ростик"с», «Патио пицца», T.G.I. Friday"s, American Bar&Grill, «Планета суши», «Санта-Фе» и др.), фирма «Ланч» (бренд «Елки-палки») и «Макдоналдс».

Участники нового пула считают, что вместе они смогут добиваться от владельцев помещений более льготных условий аренды.

Про «Русское бистро»
Впрочем, бытовые проблемы касаются не всех. В частности, сеть «Русское бистро» (она создавалась под эгидой столичной мэрии и задумывалась как «наш ответ Макдоналдсу») сталкиваться с ними не приходится: пирожки с бульоном продают в самых престижных районах столицы. Заметим, что инвестиции в бистро составили, по некоторым оценкам, около 20 млн. долларов.

В феврале 2001 года «Русское бистро» оказалось в центре громкого скандала. Следственные органы заинтересовались судьбой денег, выделенных некогда правительством Москвы на закупку оборудования для сети «Русское бистро».

Напомним, что в 1996 году на совещании в департаменте потребительского рынка, который возглавляет Владимир Малышков, было принято решение о закупке для «Русского бистро» новой технологической линии по производству рулетов за 1,5 млн. долларов. Необходимые документы были одобрены заместителями мэра Иосифом Орджоникидзе и Олегом Толкачевым. Приобретать технику было решено у германских и швейцарских производителей через некое ООО «Мара», с которым, по данным МВД, был тесно связан сын Владимира Малышкова - Игорь. Вскоре на счет «Мары» в Chase Manhattan Bank поступило 1,5 млн. долларов, но в определенные законом 90 дней линия в Россию не пришла. Причем неожиданно было решено технику закупать не у швейцарцев и немцев, а у зарегистрированной в Австрии фирмы «Волосов Пирожок ГмбХ». В МВД утверждали, что крупная доля в этой фирме принадлежит все тому же Игорю Малышкову.

Через полгода оборудование все-таки попало в Россию, но у МВД были подозрения, что оно было подержанным и стоило не более 200 тысяч долларов (Москомимущества поставил технику на баланс именно по цене 1,5 млн. долларов). Следственный комитет при МВД РФ возбудил уголовное дело о мошенничестве (ст. 159 УК РФ) и объявил о готовности вызвать на допросы Иосифа Орджоникидзе, Олега Толкачева и Владимира Малышкова.

Владимир Малышков отрицал, что его сын владел акциями «Волосов Пирожок ГмбХ», но признавал, что в 1996 году тот действительно жил в Австрии и помогал специалистам «Мары» закупать оборудование. Вскоре сменилось руководство МВД РФ, и скандал стал затихать. В апреле нынешнего года дело закрыли за отсутствием состава преступления. Впрочем, скандал никоим образом не повлиял на качество пирожков.

Таким образом, развитие сетей быстрого питания полезно не только для проголодавшихся горожан, но и для инвесторов. По оценкам специалистов, сеть становится рентабельной после открытия десятой точки.